Про загадочную страну, бункеры и Малую Арнаутскую улицу

Про загадочную страну, бункеры и Малую Арнаутскую улицу

8 лет назад один незадачливый ЖЖ-юзер из США, просматривая в журнале фото российских девочек, возмутился, почему он должен читать записи на незнакомом языке и вообще, что это за язык. Кто-то из наших ответил. "this is Albanian, my friend". Заокеанский друг поблагодарил, отметив, что "albanian girls are hot". И заполучил себе флеш-моб из 10 тыс. записей за сутки. С той поры призыв «изучать албанский» (или «олбанский») не покидает сетевые просторы.

Не знаю, насколько он возымел свое действие. Но если вы спросите знакомых, с чем у них ассоциируется Албания, наверняка услышите страшилки про мафию, торговлю органами, войну в Косово. У меня давно возникло желание увидеть своими глазами эту страну, последнюю terra incognita Европы. Особо интересной темой являются немногочисленные точки соприкосновения российской и албанской истории. Этот рассказ явился итогом краткой поездки в сентябре 2012г. КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Вот шкипетар, он в юбке, дикий взор, Его ружье с насечкою богатой, Чалма, на платье золотой узор... Дж.Байрон Самоназвание Албании – Шкиперия (Shqipëria), что по одной из версий означает «страна орлов». Албанцы себя называют шкиптар (shqiptar), но не любят, когда их так называют иностранцы. Герб страны – двуглавый орел под историческим шлемом Скандербега. Албанцы одна из самых древних наций в Европе, осколок некогда огромного иллирийского этноса. Они пришли на Балканский полуостров задолго до основания Рима и Троянской войны, они отразили походы армии Александра Македонского и лишь после долгих войн вошли в состав Римской империи. После ее развала Албания стала частью Византии, затем эти земли входили в Венецианскую республику, Эпирский деспотат, Болгарское царство, Сербское королевство. Существовало здесь и Княжество Албания с центром в г. Дуррес. В 1389г. в битве на Косовом поле объединённые силы сербов и албанцев потерпели поражение от нового врага – турок. В состав Османской империи страна вошла лишь в 1479г., когда турки сумели подавить восстание Георгия Скандербега, длившееся более 30-ти лет. Турецкое владычество продолжалось до начала XXв. При этом Блистательная Порта была вынуждена пойти на уступки: албанцы служили в турецкой армии на добровольной основе, имели торговые льготы и привилегии. Именно в эти годы в Албании распространился ислам. В конфессиональном отношении сегодня около 70% албанцев — мусульмане, 18% — католики, 12% — православные. Фанатизма здесь нет (о Косово речь не идет), а значительная часть мусульман являются последователями суфийского ордена бекташийя, учение коего являет причудливую смесь ислама, христианства и язычества. Мусульмане-албанцы не истребляли своих соплеменников-христиан, подобно исламизированным славянам в Боснии. Во время Второй Мировой войны албанцы спасли всех евреев, проживавших в стране или бежавших туда от нацизма. В конце 1944г. после освобождения от оккупантов к власти пришла Албанская партия труда в главе с тов. Энвером Ходжа (1908-1985), и началась эпопея строительства социализма «в отдельно взятой». Завершилось все это хорошо известным нам образом: финансовыми пирамидами и массовым ограблением населения. На этом сходство наших историй заканчивается. Народ повытаскивал из тайников оружие, и режим «албанского Ельцина» Сали Бериша мигом рухнул (правда, сам он через 8 лет вернулся). АРНАУТЫ В РОССИИ В составе Османской империи албанцев обычно именовали арнаутами (Arnavutlar). Позже это название закрепилось за албанцами, переселившимися из Турецкой империи в Грецию в XIV-XVII вв. Вплоть до начала XX в. арнауты составляли до 20% населения Греции, где постепенно ассимилировались и сохраняли верность православию. Арнауты отчасти выполняли роль наемников и военных поселенцев в армиях различных государств, в этом качестве они проникли и в Россию. Кючук-Кайнарджийскй мирный договор 1774 г. признавал за Россией право защиты и покровительства христиан в Дунайских княжествах. Уже через год на пограничных землях вдоль Южного Буга в Новороссии поселились арнауты. Наибольшее их число присоединилось к русским во времена Дунайского похода, вернуться на родину к сожженным османскими солдатами жилищам и вырезанным семьям они не могли. Им предоставлялись в пользование казенные земли при условии военной службы всех лиц мужского пола. Они основали поселения Новогригорьевское, Арнаутовку, Скаржинку, Троицкое (совр. Вознесенский район Николаевской области Украины). В 1791 г. Платон Зубов предписал Иосифу де Рибасу построить на месте будущей Одессы для греков и арнаутов «на первый случай домов каменных с небольшими лавками по обычаю азиатскому двух сортов. Первого - 3, ценою каждый в 1500 рублей, а второго - 50, ценою по 350 рублей». Так зародилась Арнаутская слобода. На месте ул. Большой Арнаутской стояли дома флотских команд из рослых арнаутов. На будущей Малой Анаутской обитали низкорослые пехотинцы и кавалеристы. Тогда же из греко-албанских поселенцев был организован состоящий из трех рот дивизион во главе с первопоселенцем Одессы капитаном Бицилли, предком профессора-историка и литературоведа П.М.Бицилли. Часть осевших в Одессе албанцев стала заниматься ремеслами и коммерцией. Постепенно здесь вырос густо застроенный, наполненный торгово-промышленными учреждениями и гостиницами район. «Всю контрабанду делают в Одессе, на Малой Арнаутской улице», - так Остап Бендер просвещал Кису Воробьянинова. А еще арнаутский полк входил в состав Бугского казачьего войска, заслуги которого при штурмах Очакова и Измаила были отмечены самим А.В.Суворовым. Кстати, бугские казаки вывели засухоустойчивый сорт пшеницы «арнаутку» которая и ныне является посевной культурой. Позже в России арнаутами стали называть не только эллинизированных албанцев, но и всех выходцев с Балканского полуострова, переселявшихся из Турецкой империи. В русско-турецкой войне 1806-1812 гг. участвовали три конных арнаутских полка. Балаклавский арнаутский пехотный батальон просуществовал с конца XVIII в. до 1859 г., а сами представители этого этноса поселились в городке и его окрестностях, где их потомки живут и до сих пор. Вот и в Петербурге есть хлебозавод «Арнаут», который печет замечательные батоны. Каким образом он связан с албанцами, автору установить не удалось. Береговые патрульные-арнауты. Балаклава (Крым) 25 августа 1837г. Худ. О.Раффе РУССКИЕ В АЛБАНИИ: БЛИЦКРИГ 1924 ГОДА В июне 1924г. к власти в Албании пришел православный епископ Фан Ноли. Его называли «красным архиереем». Свергнув правительство Ахмета Зогу и разогнав Законодательное собрание, он назначил себя премьер-министром. Вскоре в Тирану прибывает советская миссия под руководством бывшего эсера, бывшего офицера русской армии Аркадия Краковецкого. С 1920 г. Краковецкий официально на службе в ОГПУ, посещает США и Китай, стравливает белоэмигрантов в Чехословакии, организует в ОГПУ отдел по печатанию фальшивых денег. Московский эмиссар официально объявил целью своей миссии в Албании сделать Тирану центром большевизма на Балканах. Однако политика правительства Ноли в стране с каждым днём становилась всё менее популярной. В этих условиях находившийся в эмиграции в соседнем Королевстве сербов, хорватов и словенцев (КСХС) Ахмет Зогу решил взять реванш. Планируя государственный переворот, бывший премьер, а фактически феодальный князь, нанял русских военных, участников Добровольческой Армии. Правительство КСХС, которому стал докучать коммунистический режим в соседней стране, не стало противиться найму. Но оно поставило условием, чтобы командовал отрядом сербский офицер. Таковым оказался полковник русской армии на сербской службе М.Миклашевский. Зогу предоставил в его распоряжение большую сумму денег в «наполеонах», золотых французских монетах. В отряд вошли многие блестящие офицеры врангелевской армии: Берестовский, Улагай, Барбович, Красенский и др. Численность Русского отряда составила 108 человек. О походе русских белоэмигрантов на Тирану оставил интереснейшие воспоминания один из его участников - ротмистр Лев Сукачев: «Средневековый колорит начинавшейся, казалось фантастической (но оказавшейся вполне реальной) эпопеи был выдержан до конца: армия наёмников, которой командовал потомок Александра Македонского (за которого выдавал себя Зогу), армия, оплачиваемая золотом (а не «керенками»), должна была привести к власти Ахмет-Бейа! Как мне было сразу не заинтересоваться таким делом?». Отряд перешел албанскую границу 17 декабря 1924 г. и стал быстро продвигаться вглубь страны, не встречая сопротивления. Албанские пограничники перешли на сторону Зогу. Первый бой произошел у городка Пешкопея, где стояло около тысячи солдат с двумя орудиями и коммунистическим комиссаром Элегу Юсуфом. «Наступая от деревни Блато, мы с боем вошли в город, взявши в плен командира гарнизона Али Риза, пять офицеров, 400 солдат регулярной пехоты, много добровольцев, одно горное орудие (более "молодое", чем наши четыре гаубицы) с прислугой, лошадьми и вьюками, четыре пулемета, три бомбомета, много ружей и снарядов. Мы сразу освободили из городской тюрьмы сидевших там противников власти епископа Фаноли. На главной площади стояли приготовленные две виселицы. Конечно, мы полюбопытствовали узнать, кому они были предназначены; по словам одних - для албанцев, сторонников Ахмета Зогу; между тем как другие объясняли, что на них должны были висеть чины нашего отряда...». 18-го декабря в Пешкопею прибыл Ахмет Зогу со свитой. В тот же день он принял парад, во главе которого продефилировал русский отряд. Уже 20-го декабря он выступил походом на Тирану. «За это время репутация нашего отряда успела вырасти в какой-то сказочный миф. По-видимому, воскресли легенды времен Скобелева о непобедимости русского оружия, о могуществе русских войск. Словом, говорили, что с Ахмет-Беем идет многотысячная русская армия. В результате такой "информации" враг отступал в панике: мы вообще больше не видели противника; иногда только проходили через вырытые, но брошенные окопы. Дойдя до "мали" (горы) Дайти, возвышающейся над Тираной - был ясный зимний день - мы увидели, как четыре парохода отплывали из дурацкого порта (то есть порта города Дураццо). Это епископ Фаноли, его приверженцы и советская миссия покидали Албанию...». Как говорят, Краковецкий настолько спешил, что забыл заплатить хозяину отеля, где жил. Тот потребовал плату, но Краковецкий в спешке не мог найти кошелек. Тогда он прошел в свою комнату и открыл один из множества стоявших там сундуков. Хозяин отеля обомлел: сундук был набит пачками банкнот достоинством 100 лир. Эпоха правления Зогу стала «золотым веком» Албании, хотя это и не принято подчеркивать после многих лет коммунистической пропаганды. С помощью русского отряда он за год выстроил «вертикаль власти». За 1925 г. русские смогли полностью разоружить местных беев, собрать остатки старой армии и сформировать новую. Отряд был официально расформирован только в 1927 г. в результате интриг британского представителя, обеспокоенного ростом самостоятельности Зогу. Всем русским предложили остаться в Албании, получить гражданство и выгодные места. Однако для них жизнь в глубоко патриархальной Албании была невыносимо скучной. К 1939 г. в стране осталось 19 человек, четверо из которых поступили на регулярную службу (Улагай, Берестовский, Красенский и Сукачев). ТОВАРИЩ ХОДЖА И ЕГО БУНКЕРЫ После провозглашения в 1946 г. Народной Республики Албания судьбы наших стран вновь переплелись. СССР активно помогал аграрной Албании в создании соцэкономики. Сотни гражданских и военных специалистов были отправлены для оказания помощи братскому народу. Русский язык стал обязательным в школе. Впрочем, этот «медовый месяц» продлился недолго. Ярый сталинист Ходжа не простил Н.С.Хрущеву критику «культа личности». Вот момент «исторического выступления тов. Э.Ходжа 16.11.1960г. на Московском совещании представителей 81 коммунистической и рабочей партии». Товарищ Ходжа сорвал с ренегатов, рядившихся в тогу защитников марксизма-ленинизма, все маски. От его речей Никита Сергеевич схватился за воротник рубашки, видимо, стал задыхаться. На него испуганно смотрят Суслов и Микоян. Тов. Брежнев, тупо глядя на оратора, сжал кулак. Рядом с ним лысый тов.Вальтер Ульбрихт пребывает в коматозе. Остальных опознать не удалось. После этого для Албании наступило время изоляции от двух враждебных миров - Запада и Варшавского договора. Страна быстро превратилась в «неприступную крепость», строившую социализм, «опираясь на свои силы». Средний доход на душу населения составлял 1 доллар в месяц. Были закрыты все храмы, а священнослужители «приобщены к общественно-полезному труду». Мало кто из них дожил до освобождения от этого труда. Основным наследием Энвера Ходжа стал комплекс из 600 тыс. (по другим данным - 900 тыс.) бетонных бункеров. Их планировалось использовать в качестве наблюдательных пунктов и ДОТов. Они стали одним из символов Албании: в стране, насчитывающей 3 млн. жителей один бункер приходится на 3-5 чел. Как бункеры используются сегодня?! Давайте, заглянем в один из них. Обращает на себя внимание высокое качество бетона и арматуры. Такое впечатление, что бункер был сооружен вчера. Сие не случайно, строили их на совесть и капитально, не гнушаясь закупать лучший цемент в Италии и лучшую арматуру в Австрии. И, похоже, он обитаем. И даже используется для более приятных занятий, чем защита находящегося в опасности социалистического отечества. А взгляд из амбразуры должен быть исподлобья... пристальным, пронзительным и недоверчивым. КРЕПОСТЬ РОЗАФА В Албании строились и другие укрепления, гораздо более симпатичные. Чтобы совсем не утомить читателей своим рассказом, приведу несколько снимков окрестностей города Шкодер (или Шкодра, по-сербски Скатар, по-турецки Скутар, по-итальянски — Скутари). Это один из самых старых городов в Европе, основанный еще иллирийцами. Рядом с ним над рекою Буна уже две с половиной тысячи лет гордо возвышается крепость Розафа. ПРО АЛБАНСКИЙ ЯЗЫК И ПЕСНИ Албанский является самостоятельной ветвью индоевропейской семьи языков, а иные считают его современной стадией древнего иллирийского языка. По звучанию он не похож ни на какой другой. Внешне радует частое употребление столь близкой нам буквы ё, и звучит она тоже очень похоже. Буквально в каждой деревне с десяток вывесок «lavash», больших и малых. Но к лавашу это никакого отношения не имеет и означает автомойку. Из других курьезов: «До свидания» звучит по русски, как «Мир упавшим» (Mirupafshim). Впрочем, лучше всего для восприятия языка на слух подходит хорошая песня. А это народное албанское многоголосье. Вам ничего оно не напоминает?

Автор - v_murza

Albanianews.ru новости Албании на русском языке

Рекомендуем почитать об Албании